Родительские консультации

Один из важнейших аспектов работы детского аналитически
ориентированного психотерапевта – его взаимодействие с родителями
пациента-ребенка.

Введение

      Психотерапевтическая работа с ребенком начинается со встреч с родителями, с которыми мы остаемся в контакте на протяжении всей работы. В жизни ребенка  родители играют уникальную роль, и также в ходе терапии остаются уникально аффективно заряженными объектами. Ребенок остается зависимым от родителей на ментальном и материальном уровнях, что не благоприятствует развитию  переноса в его общепринятом значении.

      По мнению многих аналитиков дети не осознают потребность в психотерапевтическом вмешательстве, (хотя нередко признают желание избавиться от того, что их беспокоит). В любом случае запрос о помощи исходит от родителей, которые обеспокоены нарушением поведения ребенка, его неадекватными реакциями, невозможностью с ним справиться. В этой связи первая встреча проходит наедине с родителями, где они могут свободно изложить то, что их тревожит и с чем связана необходимость обратиться за профессиональной помощью.

      На первой встрече родителям предоставляется возможность в свободной форме рассказывать о том, что их беспокоит, что их побудило обратиться за психологической помощью, что они думают и чувствуют в связи с нарушениями поведения их ребенка и т.п. На второй встрече диалог между специалистом и родителями носит более структурированный характер. Психотерапевт задает вопросы об истории ребенка, его развитии, о том, как он проходил различные этапы своего роста, как это воспринималось родителями. Третья встреча с родителями отводится для  их рассказа о собственном детстве, об их взаимоотношениях с их мамами, папами, сиблингами, об их переживаниях, сходных или противоположных тем, которые переживает их ребенок в момент обращения.

Работа

      При встречах с родителями терапевт

не только вооружает их знаниями о том, почему у их ребенка возникают психологические проблемы, и советами о том, как правильно вести себя с ребенком. Но гораздо эффективнее было бы проводить коррекционную работу с самими родителями, потому что наиболее частой причиной страхов их детей являются эмоциональные проблемы родителей. Дети являются как бы ко-больными по отношению к родителям, хотя последние этого не осознают и не подозревают, что у них самих есть эмоциональные нарушения, которые требуют коррекции. Однако, наш опыт показывает, что в тех случаях, когда удается провести терапию самого родителя, ребенок автоматически выздоравливает, поскольку его психопатология является болезненной адаптацией к, неявной иногда, эмоциональной проблеме родителя. Родитель может быть как избыточно строгим, отчужденным от ребенка, так и необоснованно тревожным, сверх-заботливым и сверх-контролирующим. Он может как находиться в эмоциональной зависимости от ребенка, так и проецировать на последнего проблемы собственного детства. И т.д. Даже, в тех случаях, когда родитель прячет свои неадекватные переживания, ведет себя исключительно «правильно», ребенок чутко улавливает его истинные эмоциональные состояния и вырабатывает свои болезненные формы адаптации. 

Виды терапевтического альянса

 В терапевтической работе с ребенком создается 4 альянса: 

  • между родителями и ребенком; 

  • между терапевтом и ребенком; 

  • между самими родителями;

  • между терапевтом и родителями.
     

Имеются  три цели в работе с родителями:

  • Родители должны восстановить свое чувство родительской компетентности.

  • Чувство вины должно трансформироваться в чувство разумной заботы.

  • Родители развивают способность принимать своего ребенка, как отдельного от себя человека.

Надо отметить, что перенос у детей обычно развивается быстрее, чем у взрослых, поэтому и облегчение при работе с контейнирующим и понимающим терапевтом у них наступает быстрее. Для ребенка иногда неожиданно встретить принимающего и интересующегося им взрослого.

Категории работы с родителями

Существуют следущие категории работы с родителями:

  • Поддерживающая работа, с главной целью — защитить и укрепить детскую терапию.

  • Работа с родителями с целью поддержать их в их родительском функционировании, другими словами, помочь родителям увидеть смысл в детском поведении и отношениях.

  • Работа с родителями, сфокусированная на изменении семейного функционирования, с возможным включением семейной терапии или индивидуальной терапии родителей.

  • Индивидуальная работа с родителями, даже если первичное обращение было обусловлено проблемами ребенка.

      Мы в своей работе хотим дать родителям почувствовать и свой вклад в работу с ребенком, ответственность и возможность что-то сделать для его изменения. Рассматривать семейную историю, и своих проблем, как часть возникновения и объяснения причин того, что сейчас происходит с ребенком, помочь родителям  создать новый образ ребенка в терапевтическом пространстве, которое терапевт предоставляет им.